Статьи

Ступени изучения английского языка — как определить свой уровень

Что позволит оценить, насколько полезными были занятия английским на курсе и растет ли уровень владения им? В среде лингвистов и филологов применяется система Common European Framework of Reference (CEFR). Так давайте же разберемся, какие уровни владения иностранным выделяет данная шкала и как ее использовать в программе, чтобы обучение было максимально эффективным.

Система CEFR: основы и уровни языкознания

Классификация CEFR была предложена в 1990-х годах при проведении международной программы «Изучение языков для европейского гражданства». Она позволяет достаточно точно определить уровень владения любым европейским языком, в том числе английским.
Зачем лингвисты разработали подобную шкалу? Ответ прост, для точности. Ведь каждый может сказать, что неплохо знает английский. Однако это сугубо субъективное мнение, поскольку кому-то достаточно заказать кофе и он считает, что имеет средний уровень. В то время, как кто-то может написать приличный доклад по фармакологии, считая, что тоже неплохо знает иностранный.
Избежать подобной путаницы позволяет концепция CEFR, в которой детально описаны требования к указанному лингвистическому уровню. Учитываются такие навыки, как чтение, письменная речь, говорение, аудирование. Предложено выделять 3 группы: A, B, C, каждая из которых объединяет еще по 2 уровня с определенным набором навыков и умений.

Basic User (ограниченные базовые)

Independent User (уверенное владение)

Proficient User (свободное владение)

A1 – Beginner, или начинающий

B1 – Intermediate, или средний

C1 – Advanced, или продвинутый

A2 – Elementary, или базовый

B2 – Upper-Intermediate, или выше среднего

C2 – Proficiency, или профессиональный

В начале пути знакомства с английским, что соответствует уровню A1, студент:

  • воспринимает речь native speaker в медленном темпе;
  • составляет простые предложения, состоящие из 2-3 слов;
  • может задавать несложные вопросы, а также отвечать на них в форме односложных фраз.

На уровне A2 словарный запас уже заметно расширен, что позволяет общаться на обыденные темы.

По достижению B1 студент уже:

  • уверенно отстаивает личное мнение, которое может касаться повседневной рутины;
  • улавливает смысл более быстрого темпа речи носителя языка;
  • принимает участие в разговорах на общепринятые темы путешествуя за рубежом.

Знания уровня B2 предполагают наличие навыков, позволяющих:

  • легко поддерживать общение с native speaker в присущим ему темпе;
  • свободно изъясняться на сложные, включая узкоспециализированные, темы;
  • грамотно оформлять письменные тексты с детальным пояснением, подробным доказательством собственного мнения.

С уровнем C1 студент бегло, но при этом грамотно, общается с native speaker, легко воспринимает информацию любой сложности, понимает скрытый смысл литературных произведений.

Уровень C2 соответствует знаниям и навыкам, свойственным среднестатистическому взрослому native speaker.

Бывают случаи, когда студент усвоил грамматику, имеет широкую лексическую базу, прекрасно воспринимает беглую устную, специфическую письменную речь, но говорить так и не начал. Это может быть результатом пассивного изучения иностранного, а также дефицита регулярной разговорной практики. Однако коммуникация необходима для полноценного владения английским, ведь предоставляет совершенно новые возможности:

  • умение проведения и знание протоколов деловых переговоров в любой сфере;
  • общения с местными жителями не вызывает никаких сложностей, как во время путешествий, так и при переезде;
  • грамотно и понятно формулировать мысли на иностранном, приводить необходимые аргументы.

Ведь после успешного преодоления языкового барьера можно без боязни общаться с native speaker.

Как освоить навык «говорения»?

Улучшить навык устной коммуникации можно только посредством регулярной практики. Это подразумевает:

  • тренировку монологов и диалогов;
  • регулярные упражнения с постановкой вопросов, формулированием устных подробных ответов;
  • расширение словарного запаса не только посредством новых фраз и словосочетаний, а также включение идиом, элементов сленга;
  • умение подбирать синонимы к уже выученным лексическим единицам;
  • постоянную работу над правильным произношением.

Отсутствие собеседника — не проблема, ведь не менее полезными является самостоятельные занятия. Улучшению навыка «говорения» способствует регулярное чтение вслух. Для этого можно выбрать любую книгу, подходящую по уровню, и записывать каждую главу на диктофон, а потом прослушивать запись. Таким образом можно оценить правильность произношения, уловить возможные ошибки и фонетические погрешности, которые будут встречаться на начальных этапах изучения языка.

Особенности делового английского (Business English)

Деловой стиль общения имеет свои особенности. Поэтому английский для бизнеса, как правило, выносится в отдельный курс. Программа его включает:

  • улучшение навыка восприятия иностранного вне зависимости от присутствия каких-либо особенностей речи у собеседника;
  • изучение специальных терминов, определений, языковых клише и аббревиатур;
  • работу с установленной документацией, законодательными актами;
  • умение воспроизведения академической лексики во время общения.

Такие навыки крайне необходимы сотрудникам компаний, которые работают с зарубежными партнерами.

Уровень Upper-Intermediate — реальность или миф

Естественно, уровень B2 вполне реален, если приложить определенные усилия. Человек, владеющий иностранным «выше среднего», свободно пользуется английским в разнообразных ситуациях, включая:

  • обучение в иностранных школах, ВУЗах и других образовательных учреждениях;
  • длительное пребывание за рубежом, в том числе путешествия, работа, переезд;
  • успешную сдачу экзаменов международного образца;
  • деловое общение с представителями зарубежных компаний и фирм.

Знания, которые были получены в школе, не позволят достичь такой ступени владения иностранным. Наш языковой центр UP предлагает пройти бесплатное тестирование, которое поможет обнаружить пробелы и определить уровень владения иностранным. На курсе английского для бизнеса наши опытные преподаватели адаптируют программу под нужды каждого студента, учитывая при этом цель изучения и профессиональную нишу.

Навыки и умения с уровнем B2

Upper-Intermediate можно достичь при условии регулярных занятий в течение 2-х лет. По окончанию обучения студенты обладают такими навыками, как:

1. знания грамматики: активный и пассивный залог, уместное включения в речь грамматических времен, использование сравнительных конструкций, 1-го, 2-го и 3-го типов условных предложений, понимание особенностей модальных глаголов, инфинитивов, герундия, осознанное применение формального и неформального стилей, превращение прямой речи в косвенную. Полученные знания дадут возможность успешно пройти международный экзамен с получением сертификата, необходимого для развития карьеры.

2. Лексическая база включает от 3000 до 4000 слов, словосочетаний, устойчивых фраз. Речь эмоциональна и богата, включает осознанное внедрение в разговор идиом, фразовых глаголов.

3. Устная речь характеризуется разнообразием. Обучающийся легко строит и использует длинные предложения со сложными грамматическими конструкциями, вступает как в формальное, так и неформальное общение, поддерживает разговор на любые темы, детально отвечает на вопросы разного уровня сложности.

4. Письменная речь подразумевает успешное освоение нюансов составления эссе, официальных и неофициальных писем с соблюдением стилистических и грамматических особенностей, правил употребления времен.

5. Восприятие информации на слух. Обучаемый без особых сложностей воспринимает речь в быстром темпе от native speaker, понимает общий смысл повествования. Он прослушивает подкасты, смотрит фильмы на иностранном с субтитрами.

6. Чтение. Читающий понимает смысл публицистических и литературных произведений в адаптированной форме, иногда может понадобиться словарь при обнаружении незнакомых слов.

Когда можно приступать к покорению уровня B2?

Освоение ступени «выше средней» потребует от студента большей настойчивости, терпения и внимательности. Повышать свой уровень английского рекомендуется при:

  • полноценном освоении иностранного на курсе B1;
  • успешном изучении грамматических основ, которых уже недостаточно для максимально свободного общения;
  • владении связной устной речью, умении развернуто отвечать на вопросы любой сложности;
  • нормальном восприятии англоязычной информации на слух, включая быструю речь native speaker.

Также можно повторно пройти курс B2, если какие-то темы были ранее плохо усвоены. Ведь чтобы достичь впечатляющих результатов, на следующий уровень следует переходить только после полного усвоения предыдущего.

Как не растерять полученные знания и навыки

Не у каждого есть возможность регулярно практиковать английский по окончанию курса. Чтобы время обучения не было потрачено впустую, рекомендуется:

  • вести собственный словарь, в который желательно ежедневно записывать по несколько новых слов и повторять их хотя бы 1 раз в месяц;
  • слушать аудиокниги, смотреть фильмы и телевизионные программы на английском, что позволит тренировать навык аудирования;
  • читать журналы, газеты, блоги на иностранном, что даст возможность пополнять лексический запас;
  • найти собеседника, идеально — native speaker, с которым можно вести переписку, диалоги в аудиоформате, касаясь разнообразных тем. Это позволит тренировать письменную и устную речь, произношение.

Наш языковой центр UP поможет не только успешно освоить выбранный уровень английского, но и не растерять в последующем полученные навыки и знания. Преподаватели найдут подход к каждому студенту, разработают индивидуальную программу обучения, которая позволит в короткие сроки достичь поставленных целей.