Статьи

Использование мнемонических техник в изучении английского

На начальном этапе изучения иностранного языка новые слова звучат, как набор звуков. Удерживать их постоянно в памяти крайне сложно. Можно зубрить слова и словосочетания, которые забудутся уже через неделю. А ведь словарный запас — один из основных критериев оценки знаний языка, без которых нормальная коммуникация попросту невозможна. Поэтому для эффективного запоминания новой лексики разработано много разных техник и методик.

Основные методики запоминания иностранных слов

Учителя в школе, как и преподаватели в университете, почему-то неохотно делятся методами запоминания англоязычных лексем. Большинство учеников вынуждены осваивать новую лексику путем традиционной «зубрежки». Продуктивность такого метода, естественно, оставляет желать лучшего. Ведь, как показывает практика, редко у кого-то получается быстро вспомнить нужное определение во время перевода стандартного текста, разговаривая с native speаker.

Среди самых известных способов, которыми пользуются ученики издавна:

  • графическое заучивание. Слово и его перевод 20-30 раз подряд записываются на бумаге. Это один из вариантов «зубрежки», который характеризуется низкой эффективностью.
  • Метод ярлыков. Подразумевает наклеивание на окружающие предметы стикеров с названиями на иностранном языке. Способ достаточно эффективен при изучении простых тем, связанных с домашним интерьером, обстановкой, бытом, ежедневной рутиной.
  • Группировка по смысловому признаку. Изучаемые лексические единицы группируют по смыслу: названия растений, мебели, животных. Такая методика является достаточно распространенной.
  • Этимологический подход. Набор слов объединяют в предложения, которые человек запоминает вместе с переводом на русский.
  • Аудиальная методика. С помощью интернет-ресурсов можно прослушивать слова, словосочетания, предложения на иностранном. Основу методики составляет многократное повторение изучаемых слов вместе с роботом.
  • Мнемотехники. Человек, изучая новые слова, создает ассоциативный ряд. Подобные ассоциации должны выражаться в визуальных, звуковых, тактильных образах, которые должны быть объемными, детальными, яркими, необычными и эмоциональными.

Мнемонический подход стал популярным недавно, и преподаватели качественных языковых центров уже активно используют и рекомендуют его для быстрого запоминания новой лексики своим студентам. Эффективность применения этого метода подтверждена многочисленными университетскими исследованиями.

Как создать мнемонический словарь

Запоминание лексем посредством создания мнемонических ассоциаций является достаточно длительным процессом. Первые сессии могут занимать длительный период времени, но по мере усвоения основ мнемотехники складывать ассоциативные цепочки станет легче. Базовая методика состоит из нескольких этапов:

1. Создаем визуальный образ. Число подобных образов студент определяет самостоятельно, поскольку 1 слово может стать основой для длинной ассоциативной цепочки.

2. Определяем лексемы, которые нужно выучить.

3. Придумываем определенный образ для каждой лексической единицы. К примеру: buy — покупать (скажи деньгам «бай-бай») или amber — янтарь (Эмбер Херд покрасила волосы в янтарный цвет).

4. Связываем визуальный образ с ассоциативной цепочкой. Так, на карточку с надписью buy можно поместить фото человека, который машет рукой улетающим вдаль деньгам.

5. Определяем устойчивость созданного ряда. Ответная реакция на каждую картинку и визуальный образ должна не только соответствовать, но и быть при этом быстрой.

6. Корректируем фонетику. Допустимо незначительное несовпадение произношения слова на английском и созданной визуальной ассоциации.

7. Непосредственно запоминаем созданную ассоциативную цепочку.

Использование мнемотехники для запоминания новых слов не исключает необходимости систематической самопроверки знаний. Регулярный просмотр карточек с уже изученными словами даст возможность укрепить ассоциативную связь. К тому же мозг может создавать новые цепочки ассоциаций на уровне подсознания, объединяя изученную ранее лексику с новой информацией.

Изучение иностранного языка посредством мнемотехники требует особого усердия как от взрослого студента, так и от ребенка. Однако преподаватели языкового центра UP помогут быстрее освоить инновационную технику, что позволит быстро расширить словарный запас, усвоить основы сложной грамматики. Ведь число слов, которые можно запомнить с помощью ассоциаций может быть ограничено только наличием свободного времени и желания.