Грамматика английского может показаться сложной для тех, кто изучает этот язык. Для нас привычны 3 времени, прошедшее, настоящее и будущее, но на самом деле в английском их 12. По сути, это подвиды основных трех времён, имеющие свои особенности употребления в речи. Кстати, некоторые языки имеют только 2 времени, включая прошедшее и настоящее. Однако больше трех не существует.
Итак, в английском три группы времен: Present (настоящее), Past (прошедшее) или Future (будущее). В каждой группе по 4 формы: Simple, или простая, Progressive, или прогрессивная, Perfect, или перфектная, Perfect Progressive, или завершенно-длительная.
Если разобраться, в русском языке тоже не 3, а 5 времен, которые включают 1 настоящее, 2 прошедших и будущих времени (шел/пришел, приду/буду идти). Естественно, никто их не разделяет, поскольку знает, когда кто-то говорит о действиях, которые либо уже случились, либо только наступят. Так воспринимают временные формы носители языка - native speaker. Для них фразы «I want», «I am wanting», «I have wanted», «I have been wanting» используются для обозначения настоящего времени.
В учебниках нет простого объяснения того, для чего используются грамматические формы глаголов, категории времени, пассивного залога. Даже носитель языка не сможет детально пояснить, с какой целью применяются указанные части речи и какое влияние они на нее оказывают. Каждая грамматическая категория выражает определенное действие. Это важно для нормального развития общества и не зависит от языка общения. Четкое соблюдение грамматических правил позволит максимально точно перевести фразу с английского на другой язык, сохраняя смысл.
Временные категории позволяют выделить 3 области действия:
- Present (настоящее) — действие, происходящее в осознаваемой действительности;
- Past (прошлое) — действие, оставшееся в памяти как уже произошедшее;
- Future (будущее) — действие, которое произойдет в скором будущем.
В русском языке нет точного эквивалента для аспектной формы прошедшего времени совершенного вида, как его можно встретить в английском. Не существует явных различий между действиями, которые завершились к определенному моменту и теми, которые продолжались в течение какого-то времени в прошлом. К примеру, такая ситуация: «Папа уехал на работу. Ванечка играет в детской, а мама готовит обед. Раздается звонок. Мальчик открывает дверь и радостно говорит маме: «Папа приехал!»».
В приведенной ситуации с Ванечкой, который говорит «папа приехал», в русском языке невозможно точно определить, закончилось ли действие «приехал папа» к моменту разговора или нет. Чтобы передать такой нюанс речи, русский язык опирается на контекст и интонацию, которые помогают понять, завершилось действие или еще нет, в отличие от английского с более четким и строгим аспектом времени.
Согласно грамматическим нормам, фраза «папа приехал» является формой прошедшего времени совершенного вида. То есть действие завершилось в прошлом. Однако высказывание мальчика можно истолковать иначе: «Вижу папу. Недавно я его не видел, так как он уехал на работу. Теперь папа здесь, то есть, он приехал». Вот такое логичное умозаключение. Таким образом Ванечка говорит о текущем моменте, поскольку он видит папу в конкретный момент. Поэтому в английском применяется форма настоящего времени.
Однако какая именно подойдет: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? Чтобы это определить, нужно понимать основные нюансы различий между ними.
Новую информацию человек усваивает несколькими путями: посредством зрения, слуха, тактильных ощущений или в виде знаний, получаемых из книг, учебников, Интернета. Различия являются очень важными, так как данные, полученные самостоятельно намного достовернее, чем получаемые от других людей. В представленной ситуации, если бы Ванечка использовал несовершенный глагол: «Папа приезжал!», это звучало бы абсолютно некорректно. Ведь папу он видит сейчас, что не представляется возможным понять из подобного выражения.
В английском разница в передаче смысла заключается в специальных формах глаголов, а не в контексте. К примеру, две ситуации:
- Миша играет несмотря на высокую температуру.
- Смотри, Миша снова играет, несмотря на высокую температуру.
В первой ситуации известно, чем занимается Миша, но это абстрактно. Во второй уже есть уточнение, что человек видит это действие сейчас, что подчеркнуто с помощью глагола «смотри». В английском таких нюансов меньше. Один и тот же глагол используется в разных временных формах, что меняет смысл фразы. Выбирать нужно между Simple и Progressive.
Таким образом, есть 2 типа знания: с известным источником (как у мальчика) и без. Ведь в ситуации с Мишей невозможно понять, откуда появилась информация. Однако когда дело касается форм английских глаголов, то их существует 4. Почему? Это зависит от ситуации, в которой они применяются.
Если фраза звучит: «Смотри, Миша снова играет», внимание фокусируется на процессе того, что он делает непосредственно в данный момент. В противоположность к этому, зайдя в комнату, увидев разбросанные игрушки и спросив: «Ты играл?», вопрос будет основан на логичном умозаключении. К примеру, в комнате построены башни из кубиков, выложена железная дорога, это позволяет сделать вывод о действиях мальчика, хотя непосредственно игры видно не было. Чтобы выразить подобные нюансы в английском используется временная форма Perfect. Она используется в случае сопоставления того, что видит человек сейчас с тем, что произошло до данного момента.